洪謙.
Хун Цянь21.10.1909, Шэсянь пров. Аньхой, — 27.2.1992. Философ, исследователь философии и науки. Учился в ун-тах Берлина, Йены и Вены. В 1934 в Венском ун-те Хунь Цянь под руководством одного из лидеров логического позитивизма, основателя Венского кружка М. Шлика защитил докт. дис. «Проблема причины и следствия в современной физике». В своей работе Хун Цянь на основе сформулированного В. Гейзенбергом принципа соотношения неопределенностей (1927) подверг критике распространенные в то время неокантианские теории причинно-следственных отношений. Во время пребывания в Вене Хун Цянь участвовал в работе Венского кружка. В 40-х гг. преподавал в ун-те Цинхуа, Объединенном ун-те Юго-Запада, Уханьском ун-те, был науч. сотр. Оксфордского ун-та (Англия). После образования КНР преподавал на филос. ф-тах Уханьского и Яньцзинского ун-тов. Впоследствии директор Ин-та зарубеж. философии при Пекинском ун-те, науч. сотр. и чл. ученого совета Ин-та философии АОН Китая, почетный пред. Кит. об-ва изучения совр. зарубеж. философии. Осн. сочинения — по филос. проблемам науки, философии логического анализа Л. Витгенштейна и логического позитивизма Венского кружка.
Подчеркивая поэтико-романтич. аспекты филос. мысли основоположников Венского кружка, Хун Цянь делал акцент не на уничтожении метафизики, а на сохранении за счет выведения ее из сферы научно «познаваемого» в сферу духовно-личностного «переживаемого». В 1946 выступил с критикой «нового учения о принципе» (
синь ли сюэ)
Фэн Ю-ланя, полагая, что его попытка построить «самую филос. метафизику» с учетом неопозитивистского верификационизма оказалась несостоятельной как с т.зр. научности, так и с т.зр. удовлетворения сокровенных запросов человеч. духа. Если традиц. европ. метафизика говорила «бессмыслицу», способную дать человеку психологич. успокоение, расширить сферу его эмоциональных переживаний и заполнить жизненную пустоту, то метафизика
синь ли сюэ, лишенная и содержательных суждений о реальности, и эмоциональной нагрузки, построена на «пустосмысленности». Т.о., по Хун Цяню, неопозитивистская критика вскрыла антропологич. ценность старой метафизики.
В ходе историко-филос. дискуссии в 1957 призвал изучать зап. филос. системы на основании их реального культурного влияния, избегая навешивания ярлыков, и приступать к социальным интерпретациям лишь после глубокого анализа материала; высказался за расширение работы по переводу филос. соч. на кит. яз. и освоению зап. языков как базы для овладения зап. филос. наследием.
Источники:Хун Цянь. Таньтань сюэси сифан чжэсюэ ши вэньти (Обсуждение проблем изучения истории западной философии) // Чжунго чжэсюэ ши вэньти таолунь чжуаньши (Специальный выпуск о дискуссии по проблемам истории китайской философии). Пекин, 1957;
он же. Вэйена сюэпай чжэсюэ (Философия Венского кружка). Пекин, 1989;
он же. Лоцзи цзинъяньчжуи луньвэнь цзи (Сборник статей по логическому эмпиризму). Сянган, 1990.
Литература:Хэ Линь. У ши нянь лай дэ чжунго чжэсюэ (Китайская философия за 50 лет). Шэньян, 1989, с. 48–52;
ЧжоуБай-цяо. Хун Цянь цзяошоу ды сань пянь вэньчжан хэ тады чжэсюэ цзяньди (Три статьи проф. Хун Цяня и его философские взгляды) // Чжэсюэ яньцзю. 1992, № 4.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 506-507.